воскресенье, 9 сентября 2007 г.

Наука vs. Производство

Окидываю мысленным взором знакомых профессионильных программистов, то есть людей, зарабатывающих себе на жизнь составлением программ, и понимаю, что большинство из них -- мои университететские знакомые. Конечно, для многих (ваш покорный -- не исключение) программирование, как таковое, осталось в 90-х -- начале 2000-х: сейчас уже сплошь директора, технологи, аналитики, продуктоводы... А по образованию -- физики, математики, химики... Вобщем, та "молодая шпана" которая в начале 90-х всерьез намеревалась свернуть горы в науке, но оказалась никому не нужна. К этой теме, думаю, стоит вернуться отдельно, сейчас же мне инересно то, что "каста" программистов в России в значительной мере унаследовала ментальность ученой братии. Ребята, подтянувшиеся позже, да и совсем "свежее мясо", по моим наблюдениям также недалеко ушли от этой ментальности.

Ученый -- творец. Его "работа" закючается в "отлове" концепций из эфира, в осознании того, о чем остальные даже не подозревают. Все это приводит нас к таким эфимерным понятиям, как творчество и вдохнование. А творчество ("каковы ваши, млять..., творческие планы?"), как известно, не планируется. Ученый может неделями, с точки зрения окружающих, пребывать "в прострации", но в это время проделывается колоссальная внутреняя работа. На бритве Оккама проверяются сотни гипотиз, и летят в мусорную корзину. Ученый может неделями рассматривать одну и ту же концепцию со всех сторон. Ребята, открою страшную тайну: все ученые в душе -- перфекционисты. Ученый теряет интерес к уже обдуманной штуке. В этом смысле, ему бывает трудно (скучно!) заставить себя изложить уже понятое на бумаге. Ученый очень ...хммм... неоднозначно относится к, пусть даже вполне конструктивной, критике выношенной идеи.

Этот список можно продолжить, но уже из выше приведенного видно, что ученые -- люди, как бы это, -- особенные. Не случайно в американских комиксах главный злодей -- сумасшедший ученый :)) Просто обывателю не ясно, как можно отказаться от заработка в пользу "абстрактной" идеи, а все непонятное страшит.

Я не идеализирую ученый мир, там есть много того, что мне не нравится, но в целом, он мне импонирует. Потому, возможно, что я был его частью. И я с грустью констатирую: все лучшие качества, присущие ученым, не годятся для производства и сейчас мне приходится с ними активно бороться, применительно и к себе и к сотрудникам.

Жаль, конечно, но это -- медицинский факт. :)

Комментариев нет: