Слова "мировой фиансовый кризис" уже ни у кого не вызывают удивления. Причем на это раз дело делается почти так же скоро, как сказка сказывается: кризис "бумажной индустрии" переползает на реальный сектор. Агентство S&P предрекает банкротство GM, Ford и Chrysler, в свою очередь GM и Chrysler ведут переговоры о слиянии, Renault объявил о сокращении 10 тыс. работников. У нас на неделю остановлен конвейер ГАЗ. Вот такие вести с фронта. Автопроизводители страдают в первых рядах по известной причине: четырехколесный друг не является предметом первой необходимости и в свете уменьшившихся доходов обыватель предпочтет не обменивать авто, а пустить средства на что-то более насущное, да и с кредитами стало похуже. Хотя, скажем, у ГАЗ-а проблем со сбытом вроде бы нет.
Но как взрыв финансового пузыря вообще может повлиять на реального производителя? Мы уже это обсуждали: деньги являются кровью экономики, откачай кровь, и организм умрет, дозируй кровь как тебе удобно, получишь власть над организмом. Рассмотрим гипотетичекого производителя. Он понимает, что для поддержания производства нужны деньги, для развития -- еще большие. Есть несколько способов эти дополнительные деньги добыть: заработать (то есть взять из прибыли), получить кредит, уступить часть компании (и будущей прибыли) еще кому-то. Третий способ реализуется выпуском акций с последующей их продажей, заметим, что само предприятие получает ожидаемый доход именно в момент выпуска акций, теоретически дальше оно может про них забыть. Акции попадают на спекулятивный рынок, где игроки начинают раскладывать из них пасьянсы: продавать друг другу по стоимости, отличающейся от номинала. Сама стоимость зависит от ожиданий участников рынка, и акции начинают вести себя как товар. Если компания показывает хорошие результаты, это увеличивает ожидания прибыли, плохие -- снижает, соответственно меняется стоимость акций. Таким образом у компании появляется "капитализация", в нашем случае, (очень грубо) суммарная стоимость ее акций, т. е. сумма, которую нужно заплатить здесь и сейчас, чтобы купить компанию. Капитализация используется для оценки "хорошести" компании, в частности, при предоставлении ей кредитных займов. Чем выше капитализация, тем на большие суммы и на лучшие условия может рассчитывать компания. При этом, капитализация может иметь мало общего с действительным положением дел: может так статься, что если закрыть компанию прямо сейчас, то ее реальных активов не хватит для покрытие всех ее долгов, но в будущем ожидается большое поступление, и наоборот. Итак, допустим, компания развивается, привлекая сторонние деньги в качестве кредитов, если программа развития обширная, то она вынуждена проводить, т. н. перекредитование, т. е. брать новые кредиты частично на развитие, частично на покрытие старых. Так может продолжаться долго, вернее пока банкиры верят в то, что компания сможет вернуть средства. Как только эта вера исчезает, кредиты перестают поступать и компании становится плохо, она -- банкрот. Ее имущество (заводы, корабли, магазины, и пр.) пускают с молотка и раздают долги всем, кому хватит. Вот так дурная кровь может сгноить здоровый организм.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий