воскресенье, 9 ноября 2008 г.

... и сохраним

Продолжаем разговор о свободных деньгах. Конкретнее, деньгах с демерреджем. Мы уже видели, что именно они наилучшим образом исполняют основную функцию -- служить средством обмена. Но как быть со второй функцией, приписываемой деньгам -- служить средством накопления и сбережения? Эта функция условна, но совершенно очевидно, что все мы смертны, многие -- не внезапно, посему надо иметь "подушку безопасности" на то время, когда работать уже трудно, или вовсе никак... Я, в частности, про пенсионные накопления. Немножко в философическую сторону: работа, то есть созидание, на мой взгляд есть основа жизни вообще, и конкретного Homo в частности. Вы не замечали, как быстро сдают старики на пенсии? Я замечал неоднократно.

Но как же быть, когда "честнонажитое" тает на глазх? Куда податься? Тут действует принцип: "хочешь сохранить -- отдай". Парадоксально? Отнюдь. Очень просто: иметь в наличие нужно ровно столько, сколько намерен потратить, остальное надо дать в долг тому, кому сейчас нужнее. Выгода очевидна: поскольку демерреджные деньги не подвержены инфляции, "таять" они будут в других руках, сохраняясь в ваших. Кстати, это, с другой стороны, повод кредитоваться только на необходимые суммы.

Но это -- только сохранить, для преумножения рецепт один -- инвестировать. Чем инвестор отличается от кредитора: разделением рисков. В общепринятой парадигме кредитных процентов "деньги делают деньги", т. е. процент заранее определен и не обеспечен наличностью. Кредитору наплевать, откуда должник возьмет процентную маржу. В правильной парадигме -- инвестор и заемщик делят риск, что подталкивает к более взвешенным шагам.

Все это могло бы показаться бесплодным теоретизированием, если бы не было актуального примера, заметим, вполне не игрушечного: исламские банки.

Специальное исследование, проведенное экспертами МВФ в 1987 году, пришло к выводу, что исламская банковская система представляет собой весьма жизнеспособный проект, способствующий решению базовой проблемы экономики - эффективному распределению ресурсов. При этом, исламская банковская система, по сравнению с западной, в гораздо меньшей степени подвержена рискам, связанным с проблемой ликвидности и платежеспособности.

Еще как жизнеспособный! В условиях текущего кризиса -- особенно.

Так что же такое исламский банк? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к истокам ислама. В тексте священного Корана сказано: “…Те, которые пожирают рост, восстанут только такими же, как восстанет тот, кого повергает сатана своим прикосновением. Это - за то, что они говорили: "Ведь торговля - то же, что рост". А Аллах разрешил торговлю и запретил рост” (сура Корова аят 276). Рост, или “риба”, то есть заранее определенный ссудный процент, считается неприемлемым в исламе и напрямую осуждается Кораном. Использование ссудного процента согласно религиозно-правовым нормам считается ростовщичеством и провозглашается “хараам”, или неправомерным. Этот принцип мусульманского права, наряду с рядом других, и определяют специфику исламских банков.

Наряду с этим условием, накладываются и другие морально-этические ограничения, например, запрет инвестиций в казино или производство алкоголя. Над этим уже успели похихикать комментаторы в блоге Экслера. А напрасно: отказ от идеи кредитного процента и есть то самое здравое зерно, которое на протяжении столетий присутствовало в Европе и
процветает в "параллельном" нашему банковском деле. Предоставляя заем, кредитор становится партнером заемщика, прибретая права на долю прибыли, становится инвестором, но не кредитором.

Сегодня в мире действует около 300 исламских банков с совокупным капиталом более $700 млрд. При этом только рынок суккука - исламских облигаций оценивается в полмиллиарда долларов.


Таким образом, опять же, ничто не ново. Есть проверенные работающие модели, не хватает лишь воли.

Как насчет Православных Банков?

Комментариев нет: