Еще раз: стартап -- это эмбрион бизнеса. А бизнес -- это продажи, а у продаж есть единственный "собственный" атрибут: они должны идти! Поэтому приблизительного знания недостаточно, следует наступить себе на горло (оторвать руки от клавиатуры, а мысли -- от классовых диаграмм и машин состояний), и чуть более детально рассмотреть рынок. Но как? Вот тут-то эффективные и грамотные IT-шники вступают в конфликт с реальностью, потому как, по большому счету, -- оказываются беспомощными. Огромная удача, ежели в вашей команде окажется основатель с опытом продаж (сам по себе вряд ли окажется, но можно над этим поработать). Если же нет, увы!, кому-то из технарей -- скорее всего, именно вам -- следует изучить предмет, в достаточной степени, чтобы:
- Четко определить целевую аудиторию. Например, расписание работы ночных клубов вряд ли заинтересует пенсионеров (исключения редки). Руководствуйтесь здравым смыслом.
- Оценить объем аудитории. Например, ежели ваш продукт рассчитан на средние и мелкие предприятия с числом работников 20-100, поинтересуйтесь, а сколько их вообще, и до скольких вы "сможете дотянуться". Справочники, и т. п. На "выходе" должен появиться список (трезво оцените свои возможности "первого контакта". Идеально, ежели вас смогут представить).
- Оценить объем рынка в деньгах. И ответить на вопрос, на какую долю вы претендуете.
- Обязательно! Изучить конкурентов. Их доли рынка, поведение на рынке. Best practices.
- Оценить "ключевые точки". В смысле: а вот тут нам нужен контракт с компанией X, ежели его не будет -- сливаем воду. Оценить реальность преодоления этих точек. Сюда же входят и всевозможные лицензии. Например, в мобильных историях ключи -- контракты с операторами мобильной связи.
- Ежели вы понимаете, что понадобится реклама, отмониторьте интересные площадки. Вы уже в курсе, что одна полоса (один выход!) в нормальном печатном издании может стоить $20K+? Помните, для выхода на рынок вы должны быть представлени по крайней мере так же, как и ближайшие конкуренты.
- Исходя из этих и других (которые вам виднее) моментов, составьте план продаж. Помните? -- они _должны_ идти!
Что еще? Когда закончите, четко и достоверно доведите информацию до сооснователей. Помните, на этом этапе вы привлекаете инвестиции. Только инвестор -- вы сами, самый заинтересованный инвестор. И ежели вы не можете убедить даже себя -- игра свеч не стоит.
2 комментария:
Есть великолепная статья на похожую тему у Эрика Синка (на английском): http://www.ericsink.com/bos/Finding_Product_Idea.html
у него вообще очень мното толковых статей про маркетинг и финансы для ИТ-шников. Например, сериая про маркетинг: http://www.ericsink.com/Marketing_for_Geeks.html
tolyanych: спасибо
Отправить комментарий